21 марта 2022 года на базе СПб АППО состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Неодидактика: прогнозирование педагогических последствий цифровой трансформации современного школьного образования». Конференция проводилась в двух форматах: онлайн и оффлайн. В конференции приняли участие 68 человек. Были представлены регионы: Москва, Ленинградская область, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Калининград и республика Беларусь.

На конференции цифровая трансформация образования рассматривалась как стратегическое направление развития современного образования. На конференции обсуждались вопросы развития неодидактики. Под неодидактикой мы понимаем дидактику, продолжающую развивать классические учения на основе системного анализа современной социально-образовательной ситуации (это и цифровизация, и технологизация, и стандартизация школьного образования и др.) Неодидактика связана с разработкой новых концепций образования, образовательных стратегий и инновационных образовательных практик, в том числе и в цифровой образовательной среде.

На конференции в рамках пленарного заседания, модератором которого была Даутова Ольга Борисовна, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО,  выступили ведущие ученые с докладами:

В целом на конференции были дан ответ на вопрос: в чем проявляется цифровизация сегодня? Это и изменения организация образовательного процесса в цифровой образовательной среде. И изменения подходов к конструированию содержания образования, к построению образовательной коммуникации, к выбору методов  и средств обучения и оценивания.

На секции «Педагогические возможности отечественных и зарубежных практик в цифровой образовательной среде», модератором которой выступила Игнатьева Елена Юрьевна, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» рассматривались вопросы: Найдены ли новые дидактические решения или мы продолжаем работать по традиции, не учитывая новые возможности цифровой образовательной среды? Какие проблемы существуют? Участниками секции было представлено восемь новых практик:

Также на конференции рассматривался вопрос: Насколько революционны и системны эти изменения с точки зрения цифровой дидактики? Были сделаны выводы о том, что:

А) Одной из проблем цифровой трансформации выступает слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в образовательный процесс.

Б) Цифровая трансформация образования оказывает влияние на все компоненты образовательного процесса. Ее целью является применение возможностей цифровых технологий с максимальной эффективностью. При этом, целями развития технологий в сфере образования являются их максимальная адаптация к процессу обучения и встраивание в него для решения поставленных педагогических задач. 

3) Цифровая трансформация определяет не только технологии, но и содержание образования и его формы. Цифровая трансформация, в свою очередь, определяет и виды коммуникации, и формы взаимодействия и т.п. Таким образом, цифровая трансформация образования влияет на все стороны дидактического процесса, т.е. затрагивает дидактику, в целом.


По результатам конференции напечатан сборник научных докладов «Цифровая трансформация школьного образования: проблемы и решения», который содержит статьи по трем направлениям, которые представлены разделами. В первом разделе «Теоретико-методологические проблемы цифровой трансформации образования» рассматриваются вопросы разработки направлений развития цифровой дидактики, изменения дидактического отношения, понимания сущности цифровой образовательно среды, показано проблемное поле цифровизации в современной школе, раскрыта схема действий участников по отношению к цифровым объектам внутри систем совместного построения знаний, приведен анализ качества авторских цифровых учебных материалов как педагогической проблемы и др.

Во второй раздел «Сопровождение развития цифровых компетенций педагогов» вошли научные статьи, отражающие поиск стратегий и ресурсов, сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования. Также ряд статей рассматривает готовность педагогов к реализации цифрового образования и вопросы необходимости развития цифровых компетенций педагогов.

Третий раздел «Педагогический потенциал новых практик в цифровой образовательной среде» посвящен актуальным прикладным вопросам, в статьях рассматриваются как цифровые трансформации в образовательном процессе, так и практические результаты экспериментальных исследований.


Фото:

  • ShilovaON
  • image-22-02-23-11-06