27 марта 2023 года на базе СПб АППО прошла VI Всероссийская научно-практическая конференция «Педагог и наставник в пространстве НЕОдидактики». Конференция проходила в онлайн и офлайн форматах. В конференции приняли очное участие 146 человек из разных регионов Российской Федерации. Офлайн подключилось более 1.5 тысяч человек. Конференция состояла из трех частей: пленарная встреча, пленарная дискуссия и работа в группах.

Конференцию открыли модератор ее пленарной встречи, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО, директор института управления образованием СПбАППО Ольга Борисовна Даутова и доктор педагогических наук, проректор по научной работе СПбАППО Ольга Николаевна Журавлева.

В пленарной встрече приняли участие следующие ведущие российские ученые-дидакты:

1) «Развитие дидактических представлений о процессе обучения», Ирина Михайловна Осмоловская, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования РАО.

2) «Функции дидактики в проектировании обучения: современная интерпретация», Владислав Владиславович Сериков, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования.

3) «Современный процесс обучения: трансформации», Елена Юрьевна Игнатьева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО

4) «К вопросу о дидактическом профиле педагога: ценностно-смысловой аспект», Ирина Юрьевна Тарханова, доктор педагогических наук, доцент, директор института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.

5) «Ценности и смыслы современной педагогической деятельности», Олег Дмитриевич Федоров, доктор педагогических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, директор Сибирского института управления.

Докладчики размышляли о роли и ценности современного образования, о неизменных закономерностях и неизбежных трансформациях неодидактики в условиях неопределенности, о способах превращения феноменов культуры в образовательные спектры, о смысловых ориентирах и ценностном ряде современного педагога, способного слышать голос ученика и выстраивать урок, исходя из его потребностей и интересов. Эти и многие другие вопросы легли в основание проблемных концентров конференции, которые были выявлены и представлены аудитории Мариной Григорьевной Ермолаевой, кандидатом педагогических наук, профессором кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО. 

Размышления о дидактике и ее трансформациях в современных условиях продолжились в формате пленарной дискуссии, модератором которой выступил Александр Николаевич Шевелев, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики СПб АППО. Участники дискуссии размышляли над следующими вопросами:

  • Современна ли современная дидактика?
  • Как содержание образования сделать личностно значимым для обучающихся?
  • Как бы Вы охарактеризовали суть дидактики наставничества?
  • Какие направления исследований педагогического наставничества представляются Вам перспективными?

Участниками дискуссии выступили докладчики пленарной встречи и Андрей Хугасович Барашев, заместитель директора по развитию школы «Летово». С подведением итогов дискуссии выступил Владимир Юрьевич Смольников, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО. Им были отмечены основные содержательные моменты.

Таким образом, конференция, построенная на основании размышлений о статусе и роли неодидактики, вылилась в стройное дидактическое целое, в котором форма органично соответствовала содержанию, преобразуя и наполняя его новыми смыслами. Предложение готовых рецептов и четких алгоритмов для учителей не входило в задачи организаторов. Они стремились вдохновить собравшихся на поиски новых ценностей и новых смыслов, веер которых был имплицитно заложен в содержании выступлений пяти спикеров.

Заявленные модераторами проблемные вопросы конференции, рожденные в интегративном поле неодидактики, а также сопоставление двух принципиально значимых ролей – педагога и наставника – породила нетривиальность композиционного построения конференции.

Новые траектории участия, как третья часть конференции были представлены в двух форматах: работа на секциях и интерактивная часть, построенная в технологии «Зеркало преобразований». Ведущие: М.Г. Ермолаева, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики и И.В.Рыжкова,  канд. пед. наук, зам.дир. ГБОУ СОШ № 458 с углубленным изучением английского языка. 

Использование технологии «Зеркало преобразований», ориентированной на актуализацию глубинного диалога, рождающегося на пересечении смысловых и ценностных полей, предполагало изначальную фиксацию проблемных, смысловых репер каждого доклада тремя аналитиками - учеными-исследователями АППО, выполняющими функцию своеобразных медиаторов и одновременно – внешних наблюдателей – посредников между авторами выступлений и слушателями – участниками конференции.

Технология «Зеркало преобразований» предполагала цепочку шагов: от формулировки проблемы и причин её возникновения (ситуация «минус») к трансформации в ситуацию «плюс» через постановку цели, конкретизацию её в задачах и предложение действий для решения поставленных задач. В качестве результата интенсивной работы некоторые группы вышли на вполне осязаемый продукт, например, эскиз учебника, созданного в соответствии с идеями системно-деятельностного подхода. Модераторами в группах выступили сотрудники кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО: Гульнара Радиковна Ахтиева, преподаватель; Надежда Александровна Вершинина, доктор педагогических наук, профессор; Надежда Николаевна Кузина, кандидат педагогических наук, доцент; Вера Николаевна Лисович, кандидат педагогических наук, преподаватель; Владимир Юрьевич Смольников, кандидат педагогических наук, доцент; Ольга Николаевна Шилова, доктор педагогических наук, профессор; Татьяна Вадимовна Щербова, кандидат педагогических наук, доцент.

С целью обратной связи, конференция завершилась открытым микрофоном в котором выступили слушатели конференции: руководители, педагоги, аспиранты.

Ссылка на трансляцию: https://vk.com/video-212454770_456239216

В преддверии конференции был выпущен журнал, посвященный вопросам развития Неодидактики – Непрерывное образование № 1 2023 г.


Фото:

  • DSC_2487
  • DSC_2491
  • DSC_2575
  • DSC_2601
  • DSC_2702
  • DSC_2725
  • DSC_2890
  • DSC_2999
  • DSC_3001
  • DSC_3088
  • kolesnik
  • obshee-photo
  • problemy
  • ulybka