Написать автобиографию – вернуться в далекое прошлое. Для меня это не просто, так как я жила по принципу отторжения прошлого с ориентацией на настоящее и будущее. Это оградило меня от муссирования трудных моментов жизни, хотя это было и не просто, и отдаваться созданию нового без ориентации на обиды, сожаления, бесконечное переживание отрицательных эмоций. Это было и в личной жизни и в работе. Но это не ведет к забвению основных, определяющих моментов прошлого, а поднимает их восприятие на определенную высоту.
Итак, я – Галина Дмитриевна Кириллова (девич. Тищенко) родилась 17 (в паспорте 16) апреля 1926 года в семье служащих. Мама, Ульяна Терентьевна Тищенко (Московченко), папа – Дмитрий Александрович Тищенко. Мама была домохозяйка, отец все время работал в области бухгалтерии. Был главным бухгалтером сельскохозяйственных учреждений (совхозов, трестов). И папа и мама были украинцами и детьми крестьян, родившихся в одном из сел, вблизи Мариуполя на Украине. Отец, его сестры и брат окончили гимназии в городе Мариуполь. Впоследствии как сын раскулаченного он был вынужден менять места жительства, чтобы скрыть свое прошлое. Так я родилась на станции Волноваха Донецкой области. Потом мы жили в Калмыкии, в городе Элиста (где я поступила в нулевой класс), в Городе Клинцы Смоленской области. Оттуда переехали в совхоз Чаадаевка Пензенской области и, наконец, в город Пензу, где папа работал главным бухгалтером треста совхозов. Он все время мечтал о возвращении на юг, на Украину, и закончил свою жизнь в одном из совхозов под Симферополем.
Однако в моей автобиографии решающее значение имела Пенза. Здесь я окончила школу, институт, работала в школе учителем, отсюда уехала в Ленинград поступать в аспирантуру. Поэтому следует остановиться на этом периоде жизни.
В Пензе я училась с восьмого класса. В конце восьмого класса во время праздника по случаю окончания учебного года в городском парке узнала о начале войны. В нашей школе № 1 разместился госпиталь, и школу перевели в маленькое здание десятой школы. О школе остались очень теплые воспоминания. Был дружный класс. Особенно нас сдружили работы во время рытья рвов вокруг города. Они рылись на случай, если немцы подойдут к городу. К счастью, опасения не оправдались, и на Пензу не упала ни одна бомба, хотя в городе была развернута военная промышленность. Летом мы работали в совхозе, пропалывали заросшие сорняками ржаные поля, лопатили зерно. Там мы видели эвакуированные стада. Животные еле держались на ногах.
Нас учили очень хорошие учителя. Директор школы Григорий Ефимович Склисков обучал нас математике. Я ему признательна за развитие логического мышления. Его методика не содержала никаких творческих самостоятельных работ. На нашем языке он очень четко в соответствии с логикой математического решения организовывал репродуктивную деятельность, требовал четкой и последовательной записи и обоснования математических зависимостей. И это срабатывало. Второй учитель, определивший мою судьбу, был учитель литературы Павел Иович Беляев. Он был завучем школы. И преподавал –то всего несколько месяцев, но оставил след на всю жизнь. Он выходил за рамки программы, раскрывая философский смысл литературы, глубокие жизненные проблемы. В результате чтение классической художественной литературы стало жизненной потребностью, а после окончания школы поступила на факультет русского языка и литературы в педагогический институт. У нас был физик, перед которым приклонялись мальчики. И вообще много преподавало мужчин. Классный руководитель биолог, который в военные годы умудрялся в крохотном дворике нашей школы создать пришкольный участок. Географ выводил в выходные дни группу учеников за город на берег реки, где можно было изучать почвенный слой, характерный для нашей местности. Мужчина преподавал химию. В связи с оценкой школы того времени вспоминаю слова Бориса Ломова. В ответ на мою критику традиционной школы он сказал: «А разве мы с тобой окончили плохую школу?».
Вспоминаются большие перемены, когда дежурный приносил подносы, на которых лежали куски нарезанного черного хлеба, посыпанные сахарным песком, вспоминаются праздничные вечера в школе и в домашних условиях. Но особенно ценным было приобретение друзей, чем славятся школьные годы. Самыми близкими оказалась Галя Романова, с которой после окончания утеряна связь. С Леной Кутеповой (Манякиной) и Юрой Баталиным связь продолжалась на протяжении всей жизни. Лена Николаевна окончила в Москве МАИ и после замужества живет и работала в Ленинграде. Сейчас мы по состоянию здоровья редко видимся, но систематически перезваниваемся. Юрий Николаевич окончил московский Железнодорожный институт, защитил кандидатскую диссертацию и жил и работал в Пензе. Три года, как его не стало. До этого более пятидесяти лет мы с ним переписывались.
После окончания школы встал вопрос о поступлении в высшее учебное заведение. Галя и Лена уехали в Москву. Я одна осталась в Пензе, поступив в педагогический институт. К этому времени я не знала, чем заниматься дальше, и решила переждать, чтобы сделать правильный выбор. Наших мальчиков еще до выпускных экзаменов аттестовали и забрали в армию.
В институте в результате эвакуации преподавали интересные преподаватели. Особенно большое влияние оказал преподаватель методики русского языка Тукумцев. Он организовал кружок, участницей которого я была. Сам, будучи увлеченным процессом преподавания, он увлекал и нас выполнением творческих работ по методике русского языка. С большим интересом мы слушали лекции преподавателя по русской литературе. Он всем студентам давал задание выполнить творческую работу. Я помню писала работу о произведении В. Маяковского «Облако в штанах». Эти творческие работы дали почувствовать радость проведения исследования. Вообще поражает та отдача, с которой работали эти преподаватели. Они выходили за рамки своего предмета, стараясь обеспечить общее развитие студента. Так, Тукумцев водил нас в езенскую картинную галерею, после чего мы писали сочинения, анализируя картину Воткина. Пробудил интерес к философии преподаватель, увлеченный своим предметом. В студенческой среде возникали дружеские группы. Они были разными по сфере интересов. В этот период я приобрела еще одного друга, Валерию Николаевну, по мужу Даниленко. Лера после окончания института уехала в Москву, поступила в аспирантуру в НИН русского языка, осталась там работать, стала доктором наук. До самой ее смерти мы поддерживали с ней отношения.
Однако, шла война. Вести записи лекций приходилось, используя старые газеты. Город все более наполнялся беженцами. Нас готовили к работе медсестер. На практике в госпиталях мы перевязывали раненых бойцов. Раны приводили в ужас. После конца войны стали возвращаться наши школьные друзья.
После окончания института в 1947 году я работала в своей школе №1. Мои бывшие учителя стали моими заботливыми коллегами. Школа была мужской. В нашей школе было 7 пятых классов. В двух из них, а в каждом 40 мальчиков, я преподавала русский язык и литературу. В 5-ом Ж была классным руководителем. Всякое было. Однажды вхожу в класс, а учеников нет. Оказалось, что они спрятались под партами. Пришлось все превратить в шутку. Несмотря на отдельные выходки, они приняли молодую учительницу. Придя в школу, я поняла, что больше всего мне не хватает знания педагогики, лекции по которой я в свое время недооценивала. Встали две задачи: как развивать учащихся на уроке и как их воспитывать. И я погрузилась в труды А.С. Макаренко. Вместе с учащимися решали разные проблемы: организовывали вечера с их выступлениями, создавали стенды, при создании которых каждый мог проявить себя, договорились с директором, что нашему классу можно будет играть на большой перемене во дворе в футбол при ряде условий… и т.д. Думали над тем, кто за что будет ответственным, как разукрасим класс и будем сидеть во время концерта. Все время чем-то были заняты. Меня трогало, как эти мальчишки были рады, когда проходя между рядов, я кому-то клала руку на плечо. В эти послевоенные годы они так были обделены вниманием в кругу семьи. Были в работе молодой учительницы и досадные ляпы, которые очень переживались. Мысль поступить в аспирантуру пришла на одном из педсоветов, когда я почувствовала, что теряю способность мыслить теоретически. И при поступлении в аспирантуру я представила реферат о путях формирования коллектива по Макаренко, приведя примеры из собственного опыта.
В 1950 году я стала аспиранткой Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР. Моим руководителем был директор института Павел Никодимович Груздев. Он занимал лидирующее положение в становлении советской педагогики. Его идея о единстве содержания и метода, обоснованная в книге «Вопросы воспитания и обучения» стала исходной, в исследуемой мной и аспирантами системы развивающего обучения. Тема моей кандидатской диссертации «Сравнение в процессе сознательного и прочного усвоения знаний учащимися» отвечала моим устремлениям – осуществлять в процессе обучения развитие учащихся. У нас была сильная и дружная группа аспирантов, в нее входили педагоги, психологи, методисты. Среди них Игорь Петрович Иванов, Борис Федорович Ломов, И.Ф. Зверев. С самого начала своей научной работы я попала в ситуацию общения педагогов, психологов, методистов.
К сожалению Павел Никодимович рано умер, и я завершала диссертацию под руководством Бориса Герасимовича Ананьева. Защитив диссертацию в Москве осенью 1953 года, я в качестве младшего научного сотрудника осталась работать в своем институте в группе начальных классов, возглавляемой Б.Г. Ананьевым.
После смерти П.Н. Груздева институт возглавил Б.Г.Ананьев. Это было интереснейшее время в работе института, каждого его сотрудника и естественно для меня. Все сотрудники были объединены в три группы: начальных классов, среднего звена и старших классов. В каждую группу входили педагоги, психологи и методисты, осуществляя коллективную работу. Борис Герасимович анализировал работу всех, как по горизонтали, так и по вертикали. Мы слушали его, будучи потрясенными той высотой, на которую оп поднимал наши скромные изыскания. Такого ощущения, именно ощущения живой и глубокой мысли, я больше не встречала никогда. Никогда не встречалась и с таким уважением психолога к педагогике и методике и тем синтезом наук, в котором заключены огромные результаты. Да, это был величайший ученый. И потом, когда Бориса Герасимовича не стало и мне приходилось заходить в зал заседаний, мне казалось, что зал не пустой, его заполняет мысль.
Однако, реализуя идею Н. Хрущева о единстве обучения и трудовой деятельности, АПН РСФСР постановила наш институт преобразовать в НИИ вечерних и заочных школ и великолепное здание, созданное Б.Г.Ананьевым рухнуло, и сам он, еле оправившись после инсульта, к нам не вернулся, остался в Большом Университете.
За время работы в институте произошли знаменательные события в моей личной жизни: в 1953 году я вышла замуж. Моим мужем стал Кириллов Александр Александрович, который умер в 1997 году. В 1954 году у меня родился сын Андрей, в 1956 году Дмитрий.
После реорганизации института последовало мучительное создание нового институт, менялись директора. На территории института была создана вечерняя школа. Многие сотрудники самоотверженно работали. Но научно-исследовательская работа была киллейной, не обеспечивала выходы в широкую аудиторию. И в 1966 году, будучи избранной по конкурсу, я стала доцентом кафедры педагогики Ленинградского Государственного педагогического института им. А.И. Герцена.
Это был самый интенсивный период моей деятельности. Встала задача – читать студентам лекции по педагогике. Это оказалось невероятно трудно. Пересказывать учебники для меня было совершенно неприемлемым делом. Начался мучительный поиск содержания каждой лекции. Я стала посещать лекции своих новых коллег. Я посещала лекции Г.И. Щукиной, Т.Н. Мальковской, З.И.Васильевой и целый ряд других преподавателей. Это был период, когда кафедрой был издан толстый учебник Педагогика, и все они были его авторами. Однако каждый подавал материал особым образом. Это была большая школа. Но особую роль для меня сыграли лекции Т.Е. Конниковой. Благодаря ей я влюбилась в педагогику. В этих лекциях постоянно присутствовал живой опыт учителя и директора школы № 210 Татьяны Ефимовны и его анализ с позиции научной теории. Я постоянно в своих лекциях использовала материал этих лекций. Опыт Т.Е. Конниковой убеждал, что наряду с обогащением материалом лекций самых разных преподавателей нужно создавать свой курс. И он создавался на протяжении всей преподавательской деятельности. Частично он представлен в пособии «Теория обучения» (курс лекций) Санкт-Петербург 2001.
Лекционный курс дополнялся встречами с интересными учителями, посещением различных мероприятий в школах.
В период работы в ЛГПИ имени А.И.Герцена написаны основные мои работы и защищена докторская диссертация. Основой концепции моих работ и в дальнейшем диссертационных исследований стала методология системного подхода. Системный подход сопряжен с развитием процесса обучения. Развитие системы ведет к развитию ученика, развитие ученика становится причиной развития системы. Внутреннюю основу этого процесса определили теоретические положения, рассматриваемые моим руководителем П.Н. Груздевым. Они указывали на взаимосвязь содержания и метода, формальной и материальной сторон обучения и тем самым взаимосвязь содержательной и деятельной сторон процесса обучения. Проблема взаимосвязи содержательной и деятельной сторон обучения породила постановку и решение целый ряд проблем, определивших теорию и практику развивающего обучения как целостной системы, что нашло отражение в моих работах и исследованиях аспирантов. Основными работами стали: «Особенности урока в условиях развивающего обучения», 9,25 п.л., «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения»,11п.л. Обе книги рекомендованы Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для студентов пед. ин-ов. Далее: «Два подхода к построению урока», ж. «Советская педагогика», дискуссия об уроке, «Процесс обучения как целостная система», 10 п.л. «Технология развивающего обучения» (курс лекций), «Методология системного подхода и пути научного исследования в области дидактики» (Ученые записки ЛГУ им А.С. Пушкина). Докторская диссертация « Совершенствование урока как целостной системы в условиях развивающего обучения».
Чтобы посмотреть, как проблемы развивающего обучения решались в исследованиях аспирантов, нужно посмотреть список тем 37 аспирантов, их предмет исследования. Уже анализ тем обнаруживает творческую обстановку исследовательской работы и своеобразие в постановке исследовательских проблем. Это было продиктовано развитием основных концептуальных положений. Тот же перечень аспирантов свидетельствует, что они занимают достойное место в системе педагогического образования, работая, а различных регионах страны. Я коротко останавливаюсь на разделе моей работы с аспирантами. Продолжая говорить коротко, скажу – это моя любовь и гордость. Каждый из них мне близок и дорог.
В январе 1984 года присуждена ученая степень доктора педагогических наук, в октябре 1985 года присвоено звание профессора по кафедре общей педагогики.
Все это время было временем постоянной учебы. По разному, но постоянно осуществлялась учеба и в школе, и в работе учителя, и в аспирантуре, и дальше через общение с коллегами в НИИ педагогики, и на кафедре педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена. Учеба и поиск занимали время дня и ночи, когда никак было не отойти от решаемого вопрос. Коллеги, учителя, ученики, студенты – все заставляли учиться и думать. Среди тех, кто позволял увидеть новые грани обучения особая роль принадлежала учителям. Афиногенова, Римкус при проведении исследования в начальной школе, коллективы 207 и 209 школ, возглавляемые И.И. Афанасьевой и И.С. Захаровой при исследовании в средних и старших классах. В 207 школе мы с З.И. Васильевой организовали научную лабораторию. После уроков литературы Т.П.Ионичевой под впечатлением работы учеников я уходила с мыслью, что Россия не пропадет, великие умы не исчезнут, дали бы только им проявить себя.
С декабря 1998 года работаю профессором на кафедре педагогики Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Для меня очень была значима идея создания этого университета. Он позволял получать высшее образование выпускникам школ городов и сел Ленинградской области. Поступить и учиться в основные вузы Санкт-Петербурга они вряд ли могли. И глубокое уважение испытываю к ректору университета Скворцову Вячеславу Николаевичу за ее реализацию.
Вначале я выполняла все виды поручений, затем осуществляла только руководство аспирантами, сейчас работаю профессором – консультантом. Работать в соответствии с моими убывающими физическими возможностями мне помогла заведующая кафедрой Л.П. Назарова и ректор университета. За это время под моим руководством 8 человек в университете защитили кандидатские диссертации. Двое из них работают заведующими кафедрами. Каждый год выходили публикации, среди них работы, в которых представлена методология концепции системы развивающего обучения, реализуемой как в моих работах так и руководимых мною аспирантов.