В июне 2010 г. было проведено с интервью с д.п.н., профессором Галиной Дмитриевной Кирилловой, ученицей П.Н.Груздева. Интервью провела Ольга Борисовна Даутова, к.п.н., доцент.

П.Н. Груздев считал необходимым условием повышения теоретического уровня педагогики широкое обсуждение научных проблем. И он брал на себя тяжелейший труд, выходя на страницы печати, со своим решением кардинальных вопросов педагогики. В дискуссиях, которые в основном проходили на страницах журнала «Советская педагогика», участвовали ведущие ученые того времени. Выносить свою точку зрение на обсуждение означало подвергнуть себя жесткой критике. Однако такой поиск истины становился ареной постановки и решения многих проблем, которые будили мысль и указывали разные направления в развитии молодой науки. Ценность такого обсуждения определялась серьезностью и разносторонностью подходов в решении проблем его участниками. Поэтому такие дискуссии имели широкий резонанс и становились основанием для целого круга новых решений...

Вложения:
Скачать этот файл (kirillova-generator.pdf)Генератор научных идей297 Кб

Основные понятия педагогики (глава 1), понятие о дидактике (глава 4), воспитание мышления в процессе обучения (глава 5)...

Задача настоящей статьи — поставить на обсуждение некоторые вопросы научной терминологии. К ним относятся, прежде всего, понятия закона, принципа и правила, как основные категории педагогической науки. Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они, то произвольно смешиваются одно с другим или отождествляются, то различаются формалистически, как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений. Чаще всего эти понятия совсем не раскрываются, хотя ни один автор не обходится без этих терминов. Субъективизм и неопределенность этих понятий тормозят разрешение ряда проблем педагогики и содействуют отрыву педагогической науки от искусства воспитания.

Павел Никодимович Груздев родился 30 августа 1889 в Костроме, старинном русском городе, сыгравшем значительную роль в истории России. Учился в мужской гимназии, одной из лучших школ в городе. Уже в это время в юной душе зародилась любовь к отечеству и любовь к людям...

Вложения:
Скачать этот файл (gruzdev-bio.pdf)Биография П.Н.Груздева173 Кб

При постановке вопроса о развитии наследия ученого,  возникает целый ряд вопросов. Что вбирает в себя понятие «наследие»? Очевидно, что в него входят знания, идеи, способ раскрытия материала, методология, стиль ученого. Что еще? Наверное, в наследии как-то отражаются особенности личности. Далее - немаловажно, как  повлияло на него время?