Введение
Современное развитие педагогики находится на таком уровне, когда развиваются и внедряются в практику различные системы обучения. В книге дано теоретическое обоснование и показаны пути практического решения системы развивающего обучения. При обосновании системы показано, как рассматриваемая концепция влияет на решение всей совокупности сторон исследования: целей, методологии, взаимосвязи функций обучения, построения модели процесса обучения; взаимовлияние его основных компонентов, механизмы, определяющие динамику системы и как результат развитие личности ученика, технологию практической реализации рассматриваемой концепции в процессе обучения.
Теоретическое обоснование сущности процесса развивающего обучения отразилось на его технологии. Раскрытие технологии развивающего обучения было подчинено цели: показать, в результате чего достигается единство структурно-информационной и функциональной сторон познания. Решению вопроса послужили диссертационные исследования, выполненные под научным руководством Г.Д.Кирилловой.
Процесс обучения как система, определяя каждый из ее компонентов, программирует технологию, присущую данной системе. При этом системный характер технологии, отражает цели, задачи, взаимосвязи компонентов системы, взаимодействие учителя и учащихся, логику развития процесса. Педагогическая технология определяет порядок познавательных задач, направленных на достижение цели, планируя этапы, для которых свойственно определенное содержание, метод, способ взаимодействия (организации) ученик – учитель – класс, логику поступательного развития системы, алгоритм действий учителя и учащихся, вытекающий из сущности процесса как системы.
Потребность введения нового понятия педагогическая технология и ее раскрытие – усилить управленческую функцию процесса обучения. Два пути: 1) планирование сверху в виде жесткого алгоритма; 2) самоуправление, исходящее из сущности системы. Система закрепляет свойственную ей организацию.
В данной книге представлены результаты исследований, выполненных под руководством Г.Д. Кирилловой, базирующиеся на единой концепции развивающего обучения. Основой концептуального решения стало положение, что развивающее обучение сопряжено с включением учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности. Данный процесс является творческим, обеспечивающим развитие системы и ученика. И технология развивающего обучения служит реализации этого процесса и в свою очередь зависит от его особенностей.
Представленные в книге работы демонстрируют технологии, которые служат реализации данного процесса. Стержневая идея - включение учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний - базируется на целом ряде положений. И чтобы понять логику представленных в книге работ необходимо ознакомится с процессом обучения как целостной системой.
Практическая значимость представленного сборника научных статей состоит в вооружении студентов педагогических учебных заведений, учителей, преподавателей вузов теорией и технологией системы развивающего обучения, рассматривающей в качестве основы формирование системных обобщённых знаний и способов деятельности как творческий, саморазвивающийся процесс.
Содержание
- Кириллова Г.Д. Обоснование проблемы технологии развивающего обучения
- Морозова M.И. Педагогические технологии: место понятия в категориальном аппарате науки, подход к классификации
- Феофилова Т.Г. Единство структурно-информационной и функционально-деятельностной сторон системного знания как основа развития самостоятельности учащихся
- Христофорова (Семенова) Л.Б. Технология взаимосвязи поиска и регламентации при формировании теоретических знаний
- Горычева С.Н. Технология обучения на уровне ведущих идей содержания учебного предмета
- Даутова О.Б. Конструирование технологии саморазвития подростка в системе развивающего обучения
- Зайченко О.М. Развитие познавательной самостоятельности учащихся на основе формирования начальных методологических знаний
- Шмулевич М.М. Технология формирования творческой активности учащихся
- Твардовская Н.Ю. Технология организации самостоятельной работы в условиях развивающего обучения
- Комарова И.В. Опережающие самостоятельные работы в начальных классах школы
- Косолапова Л.А. Формирование ответственного отношения к учению как интегративного личностного образования
- Степанова М.М. Технология дифференцированного подхода в системе развивающего обучения
- Корожнева Л.А. Технология формирования опорных знаний в начальной школе
- Горятнина В.В. Технология сюжетно-ролевой игры при формировании системных обобщённых знаний учащихся начальных классов
- Яковлева Е.Н. Использование теории решения изобретательских задач (триз) для развития творческих способностей учащихся
- Ануфриева Н.В. Технология самоконтроля в системе развивающего обучения
- Гладкая И.В. Технология контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения
- Колесова С.В. Система и технология модульно-развивающего обучения
- Галковская И.В. Развивающая система модульного обучения и технология ее реализации
- Канарская О.В. Развивающее обучение и XXI век
Для ссылок: Технологии развивающего обучения: сб. науч. трудов / науч. редактор Г.Д. Кириллова. – СПб, 2002.