Сборник посвящен многоаспектному раскрытию проблемы развивающего обучения и включает в себя статьи ученых из разных вузов России и Минска, учителей школ Республики Карелия, студентов факультета начального образования КГПА. В статьях рассматриваются психолого-педагогические основы формирования теоретических знаний и обобщенных способов деятельности, разработанные научной школой Г.Д. Кирилловой. Широко представлены вопросы теории и практики урока на всех ступенях общего образования в условиях развивающего обучения и перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, а также подготовки студентов к реализации идей развивающего обучения при изучении предметов профессионального цикла.

Научно-педагогическая деятельность Галины Дмитриевны Кирилловой

В апреле 2011 года научно-педагогическая общественность, сообщество преподавателей и ученых отмечают юбилей Галины Дмитриевны Кирилловой, доктора педагогических наук, профессора, создателя научной школы.

60 лет Галины Дмитриевны связаны с научно-педагогической деятельностью, с предельным напряжением душевных и физических сил, с непрерывным научным поиском. Сегодня Галина Дмитриевна Кириллова – ведущий специалист в области дидактики, авторитетный ученый, широко известный в России, и за рубежом.

Галина Дмитриевна родилась 16 апреля 1926 года на Украине (станция Волноваха Донецкой области). Путь Г.Д.Кирилловой в педагогическую науку начался в далеком 1947 году, когда она закончила факультет русского языка и литературы Пензенского педагогического института и стала работать учителем в средней школе.

В 1950 г. она поступила в аспирантуру при НИИ педагогики АПН РСФСР г. Ленинграда. В 1953 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Сравнение в процессе сознательного и прочного усвоения знаний учащимися» и была оставлена в качестве младшего научного сотрудника, а затем старшего научного сотрудника в институте педагогики в группе Бориса Герасимовича Ананьина.

В 1966 г. Галина Дмитриевна была приглашена в ЛГПИ имени А.И. Герцена на кафедру педагогики на должность доцента. В 1984 г. после успешной защиты докторской диссертации на тему "Совершенствование урока как целостной системы в условиях развивающего обучения" стала доктором педагогических наук, профессором.

С декабря 1998 года и по настоящее время работает профессором кафедры педагогики Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Для каждого человека бывают в жизни решающие встречи. Для Галины Дмитриевны это была встреча с удивительным человеком, замечательным педагогом и ученым П.Н.Груздевым. Даже сейчас, спустя долгие годы, Галина Дмитриевна с трепетным волнением вспоминает своего наставника.

Именно в это время были заложены основы ее научного мировоззрения и основных педагогических идей, актуальность которых непреложна по сей день. Не случайно одна из работ, посвященных наследию П.Н.Груздева, названа Галиной Дмитриевной «Научные идеи не стареют, они развиваются».

Для многих встреча с Галиной Дмитриевной - учителем, наставником, стала таким же подарком судьбы. Ею подготовлена целая плеяда ученых, создана своя научная школа по проблеме развивающего обучения. Под ее научным руководством защищено 37 кандидатских диссертаций. Ее ученики и последователи работают в Санкт-Петербурге, Пскове, Великом Новгороде, Вологде, Петрозаводске, Барнауле, Хабаровске, Перми, Омске, Майкопе, а также в Китае, на Кубе и в Литве. (См. Приложение 1).

В течение всей своей научной деятельности Г.Д.Кириллова занималась одним из наиболее приоритетных направлений дидактики – развивающим обучением. Она принадлежит к числу ученых, которые впервые применили системный подход к исследованию процесса обучения. Как отмечает Ю.А.Конаржевский в книге «Система, урок, анализ»: «Г.Д.Кириллова в своей книге «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения» сделала блестящую попытку рассмотреть урок как органически целое явление, исследовав в комплексе его цели, содержание, методы, способы организации, структуру». Ее книги «Особенности урока в условиях развивающего обучения», «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения», «Совершенствование урока как целостной системы», «Теория обучения (Курс
лекций)», пять статей в журнале «Советская педагогика» и среди них, дискуссионная - «Два подхода к построению урока» /1986, № 3/, признаны педагогической общественностью и широко используются учителями, преподавателями и студентами педагогических вузов страны. На ее исследования ссылаются многие ученые (М.И.Махмутов, А.М.Сохор, Ю.К.Бабанский, в том числе и авторы классических учебников по педагогике – И.П.Подласый, П.И.Пидкасистый).

В книгах «Процесс развивающего обучения как целостная система» и «Технологии развивающего обучения» нашли отражение ее идеи и материалы исследований аспирантов. (См. Приложение 2).

В условиях реформирования российского образования научнотеоретические идеи и образовательные технологии, родившиеся в недрах научной школы Г.Д.Кирилловой, приобретают особое значение в развитии образования XXI века.

Настоящий сборник научных материалов Всероссийской конференции, посвященной юбилею Г.Д.Кирилловой, - дань признательности и любви учеников блестящему ученому и прекрасному Человеку, уважения и внимания к научно-педагогическому творчеству Г.Д.Кирилловой всего научного сообщества и представителей прогрессивной педагогической практики не только в России, но и за рубежом.


Для ссылок: Реализация идей развивающего обучения в образовательном процессе школы и вуза: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора Г.Д. Кирилловой. 17–19 апреля 2011 года / [отв. ред. Л.А. Корожнева]. – Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. – 300 с.