В сборник включены доклады участников научно-практической конференции "Развивающее обучение: опыт и новые решения”, организованной Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, Институтом непрерывного педагогического образования и Новгородским региональным центром развития образования. Издание предназначено специалистам системы образования.

Система развивающего обучения является одним из важнейших направлений модернизации образования России.

В конце XX века явно обнаружились несколько вариантов организации развивающего обучения, и наша задача сегодня - не противопоставлять эти подходы, а попытаться найти тот ключ, который позволяет выявить механизмы, объясняющие функционирование системы, ее динамику и влияние на развитие личности ученика.

Рассмотрению актуальных проблем развивающего обучения была посвящена научно-практическая конференция "Развивающее обучение: опыт и новые решения", организованная Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, Институтом непрерывного педагогического образования и Новгородским региональным центром развития образования. В сборник включены доклады участников конференции, членов Лаборатории конструирования образовательного процесса Междисциплинарного центра открытого образования ИНПО НовГУ, а также межпредметной проблемной лаборатории "Современные педагогические системы и технологии" Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов Великого Новгорода.

В первом разделе "Теоретико-методологические подходы к системе развивающего обучения" представлены взгляды ученых по проблеме сущностных характеристик процесса развивающего обучения, а также на возможные пути его исследования в реальном педагогическом процессе

Второй раздел "Подготовка учителя к работе в системе развивающего обучения" отражает взгляды исследователей по центральному вопросу организации развивающего обучения в школе. Особенности личности учителя, организующего процесс развивающего обучения, структура и этапы его подготовки к работе в такой системе, педагогическое сопровождение и управление организацией продуктивного взаимодействия педагогов в школе развивающего обучения оказываются в фокусе внимания исследователей.

Третий раздел "Развивающее обучение в современной школе" содержит выступления учителей-практиков, отражающие реальность и перспективы данной системы обучения. Здесь представлены возможные технологии открытого обучения, обеспечивающие динамику этого процесса и развитие ученика.

Мы не думаем, что все вопросы развивающего обучения уже изучены. Остаются не раскрытыми и ждут своего исследования такие важные проблемы, как индивидуальные особенности работы учащихся в развивающем обучении, их продвижение в этом процессе, оценка уровня достижений школьника, развивающее обучение в открытых образовательных системах, управление школами развивающего обучения, методики исследования этих проблем.

Приглашаем к сотрудничеству исследователей, учителей-практиков, методистов, занимающихся проблемами развивающего обучения.


Для ссылок: Развивающее обучение в контексте современного образования: сборник статей / науч. ред. и сост. С.Н. Горычева. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; НРЦРО, 2001. – 120 с.