Печать
Просмотров: 528

23 марта 2021 состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «НЕОДИДАКТИКА И ЦИФРА».

Конференция прошла в очно-заочном формате,  в ней приняли участие 160 человек. 132 человека из семи регионов России: Санкт-Петербург, Ярославская область, Ленинградская область, г. Москва, Московская область, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Саха (Якутия).

Пленарное заседание открыла ведущая конференции «Неодидактика и цифра»  Даутова Ольга Борисовна, д-р пед. наук, профессора кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО, которая охарактеризовала современный процесс познания и  поставила три исследовательских вопроса:

  1. Чем характеризуется современный процесс познания?
  2. В чем сущность и назначение познания?
  3. Существуют ли реальные предпосылки для того, чтобы процесс обучения соответствовал процессу познания современного учащегося?

Даутова О.Б. обозначила  роль учебно-познавательной деятельности в цифровой среде, подчеркнув, что вне этой деятельности, которую осуществляет ученик, не происходит понимания и усвоения им учебного материала, а значит не происходит и развитие личностного потенциала, субъектности учащегося.

Затем состоялась первая структурированная дискуссия «Стоит ли сохранять традиционное содержание образования?»  Модераторы этой дискуссии: Крылова Ольга Николаевна, доктор пед. наук, зав.кафедрой естественнонаучного образования СПб АППО; и Петрова Симона Игоревна, канд. пед. наук, проректор по учебной работе СПб АППО. Петрова С.И. представила свою позицию – «Необходимо сохранять традиционное содержание образования, добавляя новое!», аргументировав ее тем, что образование (содержание образования)  находится в тесной взаимосвязи с культурой, на основе которой происходит  его обогащение и обновление.

Крылова О.Н. обозначила другую позицию «Изменять содержание образование нужно!», и апеллировала к мнению Попова Александра Анатольевича. Он представил свое мнение на XIII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования» 11 марта 2021 года. Суть его высказывания состоит в следующем:  «Новое содержание образования  возникает благодаря «расширительной» дидактике, где вместо понятий появляются социо-культурные объекты, а …. вместо учебных предметов мы переходим к (онто)практикам»...». Участникам в зале с помощью цветных карточек (красная – за первую, зеленая – за вторую) было предложено проголосовать за одну из позиций. В случае сомнений было предложено показать желтую карточку. Среди проголосовавших в зале (и в чате) сомневающихся не было, а сами голоса распределились почти равным образом.

Вторая дискуссия «Персонализация в образовании: есть ли выбор в образовании или это манипуляция?» вызвала особое оживление и в зале, и в чате. Модераторы второй дискуссии: Игнатьева Елена Юрьевна, д-р пед. наук, профессор, проф. каф. педагогики и андрагогики СПб. АППО и Шилова Ольга Николаевна, д-р пед. наук, профессор, проф. каф. педагогики и андрагогики СПб. АППО

Предметом второй структурированной дискуссии стала организация современного процесса обучения в цифровой среде с точки зрения обеспечения процессов индивидуализации, персонализации и персонификации. Участникам было предложено проанализировать эти процессы по трем аспектам: что делает учащийся, что делает педагог, и  что является результатом их взаимодействия.  Итог обсуждения был представлен  в таблице, где в обобщенном виде были отражены мнения всех участников дискуссии.

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Что делает учитель?

Разрабатывает процесс обучения (индивидуальный образовательный маршрут) с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учеников

Разрабатывает основную и вариативные линии процесса обучения. Содействует ученику в выборе, уточнении и реализации его образовательного маршрута

Содействует ученику в выборе и реализации образовательного маршрута. Выполняет роль помощника, консультанта, помогая ученику ориентироваться в ролевом и личностном выборе

Что делает ученик?

Индивидуально выполняет различные задания,  учитывающие их особенности (по модальности восприятия, трудности и др.) и потребности. Осваивает готовый маршрут

Выполняет задания, которые он выбрал и несет ответственность за свой выбор. Выбирает задания из спектра возможностей

Содействует ученику в выборе и реализации образовательного маршрута. Выполняет роль помощника, консультанта, помогая ученику ориентироваться в ролевом и личностном выборе

Результат

Повышение эффективности усвоения знаний и умений

Развитие всех сфер личности учащегося

Развитие всех сфер личности учащегося

Было особо отмечено, что выйти на персонализацию и персонификацию в обучении помогает именно цифровизация обучения, дающая возможность по-новому организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на основе применения совокупности ресурсов: информационных, коммуникационных и технологических.

Третья дискуссия «Геймификация и игрофикация в образовании: тренд или неизбежность?» была построена вокруг одной из ведущих тенденций современного образования. Модераторы третьей дискуссии: Ермолаева Марина Григорьевна, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО и Евтух Елена Валентиновна, заведующий Центром электронных и интеллектуальных ресурсов СПб АППО  предложили три варианта понимания геймификации:

Были представлены геймифицированные системы управления обучением, обозначены ключевые моменты значимости для современных школьников  игрового подхода в обучении. С учетом этой информации участникам было предложен вопрос для самоопределения: Готовы ли они  применять геймификацию в своей профессиональной деятельности и в какой степени? Важным итогом этой дискуссии стало позитивное голосование за игровой подход, разница во взглядах касалась только степени погружения в игровой формат обучения.

Общие итоги дискуссии подвел аналитик Смольников Владимир Юрьевич, канд. пед. наук, доцент.

Вторая часть конференции была посвящена обсуждению электронных ресурсов для учителя и их образовательным возможностям.

Модестова Татьяна Владимировна, канд. пед. наук, директор ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга представила ресурс для самообразования педагога «Самокат: сам качу в цифру», раскрыла содержательное наполнение  пяти его разделов:

Уникальность ресурса «Самокат», как было отмечено в выступлении, в том, что педагоги имеют возможность для активного самообразования в сфере работы с современными цифровыми ресурсами. В частности, на сайте доступны такие виды активности, как :

Литвиненко Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель департамента образования, науки и инноваций ООО «Омега» в докладе «Конвергентное образование для цифровой грамотности в реальной жизни» представил различные ресурсы для педагогов и управленцев, обозначил три уровня цифрового разрыва:

- инструментально-технологический (ЕСТЬ \ нет инструменты, технологии),

- методический (эффективно/неэффективно),

- смысловой (новые/старые цели деятельности)

Из инновационных продуктов представил Конструктор AR/VR,   позволяющий эффективно создавать собственные анимационные видеоуроки, сцены виртуальной и смешанной реальности, программировать с помощью нового редактора  в 3D-пространстве. Также был представлен инструмент сетевого взаимодействия учителей для формирования банка вопросов по УУД «Школьный Олимп». Это облачная система для автоматизированного мониторинга сформированности универсальных учебных действий.

Аксютин Павел Александрович, заместитель директора по информатизации ГБОУ СОШ № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга представил инновационный продукт «Учитель будущего: методические рекомендации по работе в эпоху цифровых технологий»,  обратил внимание на современную проблему – современное медиапространство школы сильно отличается от реального окружения и интересов/запросов учеников.  Охарактеризовал переход на цифровой формат взаимодействия в школе по направлениям:

Более подробно П.А.Аксютин остановился на  инструментах: Яндекс.Коннект (корпоративная почта, мессенджер), Сайт школы, Школьное СМИ «Винегрет» в социальных сетях.

Завершилась конференция подведением итогов. Участники отметили важность обсуждаемых вопросов, подчеркнув особо, что решение сложных проблем в образовании требует согласования позиций и объединения усилий всех участников образовательных отношений.