Печать
Просмотров: 757

Введение

Современное развитие педагогики находится на таком уровне, когда развиваются и внедряются в практику различные системы обучения. В книге дано теоретическое обоснование и показаны пути практического решения системы развивающего обучения. При обосновании системы показано, как рассматриваемая концепция влияет на решение всей совокупности сторон исследования: целей, методологии, взаимосвязи функций обучения, построения модели процесса обучения; взаимовлияние его основных компонентов, механизмы, определяющие динамику системы и как результат развитие личности ученика, технологию практической реализации рассматриваемой концепции в процессе обучения.

Теоретическое обоснование сущности процесса развивающего обучения отразилось на его технологии. Раскрытие технологии развивающего обучения было подчинено цели: показать, в результате чего достигается единство структурно-информационной и функциональной сторон познания. Решению вопроса послужили диссертационные исследования, выполненные под научным руководством Г.Д.Кирилловой. 

Процесс обучения как система, определяя каждый из ее компонентов, программирует технологию, присущую данной системе. При этом системный характер технологии, отражает цели, задачи, взаимосвязи компонентов системы, взаимодействие учителя и учащихся, логику развития процесса. Педагогическая технология определяет порядок познавательных задач, направленных на достижение цели, планируя этапы, для которых свойственно определенное содержание, метод, способ взаимодействия (организации) ученик – учитель – класс, логику поступательного развития системы, алгоритм действий учителя и учащихся, вытекающий из сущности процесса как системы.

Потребность введения нового понятия педагогическая технология и ее раскрытие – усилить управленческую функцию процесса обучения. Два пути: 1) планирование сверху в виде жесткого алгоритма; 2) самоуправление, исходящее из сущности системы. Система закрепляет свойственную ей организацию.

В данной книге представлены результаты исследований, выполненных под руководством Г.Д. Кирилловой, базирующиеся на единой концепции развивающего обучения. Основой концептуального решения стало положение, что развивающее обучение сопряжено с включением учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний и способов деятельности. Данный процесс является творческим, обеспечивающим развитие системы и ученика. И технология развивающего обучения служит реализации этого процесса и в свою очередь зависит от его особенностей.

Представленные в книге работы демонстрируют технологии, которые служат реализации данного процесса. Стержневая идея - включение учащихся в процесс формирования системных обобщенных знаний - базируется на целом ряде положений. И чтобы понять логику представленных в книге работ необходимо ознакомится с процессом обучения как целостной системой.

Практическая значимость представленного сборника научных статей состоит в вооружении студентов педагогических учебных заведений, учителей, преподавателей вузов теорией и технологией системы развивающего обучения, рассматривающей в качестве основы формирование системных обобщённых знаний и способов деятельности как творческий, саморазвивающийся процесс.

Содержание

Для ссылок: Технологии развивающего обучения: сб. науч. трудов / науч. редактор Г.Д. Кириллова. – СПб, 2002.